Генерал Дрозд (general_drozd) wrote,
Генерал Дрозд
general_drozd

Небольшая Хорография

Разрешите представиться: Генерал. (ну, тот, что сведения собирал)
Не самый обыкновенный, но и не так, чтобы уникальный. Обитаю на форуме,  а если уж полностью, со всеми следами, то на разных форумах. Строю, понимаете, всякую разность, в основном летающую и железную. То есть, к смоляным фигуркам отношения не имею никакого. Но вот однажды… наткнулся на неё. Главным калибром и аккурат под броневой пояс. Дальше впору было цитировать известную сказку Леонида Филатова:
«Третий день - ей-ей, не вру!-
Саблю в руки не беру,
И мечтательность такая,
Что, того гляди, помру.
А намедни был грешок -
Чуть не выдумал стишок.
Доктора перепужались,
Говорят - любовный шок.»

От себя добавлю чуть:
Редко так чего хочу,
Только с этою волчицей
Я б себя услал к врачу.
Правда, где ж такого взять,
Чтоб «хочу» поотключать...
Ну, связался с мастерицей,
Попросил создать опять.

Получил сие создание,
Кинофильм посмотрел,
Но один вопрос в сознании
Основательно засел:

Ведь у этих узкоглазых,
Вроде, оборотней нет
Положительных. Не сразу
Я полез искать ответ.

Значит, требуется вот что:
Если автор написал,
Значит образ схожий точно
Где-нибудь существовал,

Не бывает, чтоб из пальца
Абсолютно новый тип.
Но опять же… Где ж скитальца
Мне следы искать идти?

Подумал и действовать решил по старинке, то есть через библиотеку. Честное слово, оно показалось мне несколько разумнее ковыряний в интернете на тему, в которой я мало отличался от ноля.







Что у меня было. А была некая сущность, которая имела предположительно 4 формы:
1. девушка с прелестными ушками и хвостом,
2. волк массой тонны три – три с половиной (с поправкой на увеличение плотности костных тканей),
3. волк стандартных размеров,
4. нечто, могущее укрываться в пшенице как в неодушевленном предмете.
Две формы в кинофильме показаны, ещё об двух упоминается. Так же неоднократно упоминается, что родина этой сущности где-то довольно далеко, предположительно в северных заснеженных хвойных лесах, условно именуемых Йойсом.

Версия 1. Оборотень
Первое что логично пришло на ум, это перечитать энциклопедию мифов мира раздел «Япония» в поисках всего волчьего и оборотничьего.
Результат отрицательный, по внешним признакам ближайший персонаж это лиса-оборотень Китсунэ. Запомнил, но в описании, данном в энциклопедической статье, сходства с Хоро не наблюдалось.
Позже, изучая иллюстрированный справочник «Всё о Нэцке» почитал про Китсунэ поподробнее. Кое-что имеется, например двоякость натуры, Китсуне может быть «то добродушным весельчаком, то злобным мстительным духом». Не могу уверенно сказать, что это коррелирует со смыслом, вкладываемым в понятие «цундере», но минимальное сходство есть.
Продолжительность жизни Китсунэ велика, но конечна. Это можно записать в сходства.
Образ лисы минимально пересекается с урожаями, но только посредством бога Инари, которому по преданию служило семейство серебристых лисиц.
Маловато. Но ладно бы, если только маловато, Хоро ведь не лиса. А во всех текстах о женщине-лисе упоминания про волков не встречались.
Плюс имеется, так назову, «дефект массы[1]». Не наблюдается в образе Китсуне ничего, напоминающее формы 2 и 4. Да и с сельским хозяйством не густо. Покровительствовать клану – упоминалось. Но очень непостоянные эти создания были.

Версия 2. Демон
Демон это то, что называется «Ёкай». Строго говоря, Китсуне – частный случай Ёкай. Цитируя книгу, Ёкай это «антропоморфные создания, наделённые мистическими свойствами, чаще всего связаны с определённой средой обитания, стихией или местностью».
Руководствуясь этой цитатой, просмотрел расширенный список типовых персонажей. Выяснилось, что это именно то, что в западной мифологии охватывается термином «демон» и имеет мало отношения к сложной сущности, которой является Хоро. Демоны скорее однорежимны и больше похожи на системные службы этого мира, а не на гуляющих по дорогам пользователей.
Отдельно стоит рассмотреть оками, «волчий» подвид демона. Если обратиться к википедии, то: «В отличие от волка из европейских мифов и сказок, который был отрицательным персонажем: коварным, злобным и кровожадным чудовищем, оками в японских «волчьих легендах» выступает защитником лесов и гор, помощником нуждающихся людей, он загодя предупреждает жителей селений о грядущих природных катастрофах, хранит поля от вытаптывания кабанами и оленями, служит защитником путников в горных лесах. Как правило, способностями оборотня, в отличие от кицунэ и тануки, не обладает».
Некоторые товарищи классифицируют Хоро именно так. Это было бы верно в случае, если бы сущность имела четко выраженную основную форму. Но поскольку форм много и доминирующей формы не наблюдается, утверждение «Хоро это оками» сложно считать истинным. Ну, или как минимум – законченным суждением. Опять же, «дефект массы». И в прямом смысле тоже.

Версия 3. Сэннин (древний мудрец)
Версия обусловлена, в основном, тем, что сущность имеет надматериальный характер,  возможно, в своей невещественной форме имеет больше возможностей, чем прямо озвучено. Других «за» не обнаружено. С оговоркой – в Японии.

Версия 3А. Древняя ведьма
Ещё можно озвучить вариант,  что перед нами древняя ведьма. Настолько древняя, что связь с первоначальной материальной оболочкой уже утратила, и может формировать нужную по своему усмотрению. Это уже не мифы Японии, а скорее мифы юга Руси, это у нас самые древние и мудрые ведьмы могли изолироваться от общества и жить таким вот полубожеством. Жить долго, но конечно. И, что особенно стоит учесть в рамках сюжета кинофильма и манги – могли возвращаться поближе к грешной земле, просто потому что «устала всё время одна».

Версия 4. Откуда не ждали
Далее цитирую:
Волк – одно  из наиболее мифологизированных животных. Волк был связан с плодородием и жреческим сословием.[2]… вероятно, для древних земледельцев волки были очень полезны весной когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесных чащах было множество рогатой мелочи, причинявшей огромный вред посевам. Волки же на открытом пространстве нив … легко ловили эту живность. Возможно, это была одна из причин, по которым волк в народном представлении стал ассоциироваться с плодородием. …В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили «Волчица пробежала» «По хлебам проходит волк». В некоторых местах считали даже, что волк прячется в последнем снопе хлеба, и даже сам такой сноп изредка называли «Ржаным волком». … Покровителем волков, вероятно, была богиня плодородия Лада, (аналогичная греческой богине Лето, оборачивающейся в мифах волчицей). … Как существо сверхъестественное, причастное к миру богов и духов, волк в народных поверьях нередко наделяется даром всевидения, а в сказках обычно предстаёт если не всеведующим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным в различных делах зверем.
Источник – «Краткая энциклопедия славянской мифологии». Полез я туда с целью найти персонаж аналогичный, и никак не ожидал найти персонаж более подходящий и комплексный.
Потому как, добавлю без цитат, в славянском фольклоре оборотни не считались за такую злую силу, какой предстают в европейском фольклоре. Волхвы так вообще считали необходимыми навыками обернуться волком, медведем, а то и кем пернатым. Финисты, там, разные соколы ясные, опять жеж…
А ещё я как-то читал, что, сказывали, и князья не гнушались, и был один, о котором говаривали, мол, волком обернулся и перед боем ходил в разведку, правда, вспомнить не могу, где читал.

Стоит ещё отметить, что «дефект массы» для волхвов не существует априори, медведь это уже в 2-3 раза больше мудрого старца. Финист кстати тоже, всяко более 5 кг.

Что имеем в итоге. Если подходить с исключительно японским аршином, то придётся признать, что ближе всего Хоро находится к оками, хотя и являет собой очень необычный и нетипичный экземпляр демона. Это объяснить довольно просто, любой носитель культуры постарается сделать то, что попытался сделать я – впихнуть новую сущность в известные ему мифологические категории. И иногда это будет не вписыванием шара в куб, а запихиванием куба в шар меньшего диаметра. Ушки и хвост всё равно будут снаружи.
А кто же она и откуда… ну я закончу так. Йойс следует искать примерно там, где были самые дальние северо-восточные поселения славянских племён с развитым хлебным хозяйством. Понимаю, это вообще могла и Греция быть… если бы не заснеженные леса. В Греции много чего есть, но вот с лесами и снегом напряженка.
Где ж скитальца в мире этом
Те следы искать идти,
Если кроме силуэта
Нету знака на пути?
Если только в сказке где-то
На вопросы есть ответ.
Только в сказке. Только это.
Счастья маленький портрет.

Хоро






[1] с физикой не путать!
[2] Волхвами
Tags: Хоро, треплоплётчество
Subscribe

  • Про пылеудаление.

    Тут дело начиналось вот как: посмотрел я ролики про то, как бойцы дырявыт стены с помощью красивых самоприсасывающихся насадок на коронку бошей,…

  • Корпус из промшкафа. Готов.

    Ну, чего, разобрался бытовой сервер из предыдущих заметок. Осталось только перенести на панель посадочные места под ATX материнку, собрать…

  • Отгадка (ненужная).

    На вот этот вот вопрос.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments